На главную страницу

Поездка в Новгород.

Наконец, настало 15 ноября, и мы с мужем поехали на Ленинградский вокзал. Отвезли  нас мои родители. Мы рассчитывали на пробки, выехали заранее, но машин не было, и в итоге мы больше часа болтались по вокзалу, изучая ассортимент вокзальных ларьков.

Ленинградский вокзал – наш самый любимый. Куда мы только не уезжали отсюда: на Мсту, Льняную, Веребушку, много раз в Карелию, на Белое море, в Питер этим летом… Всего и не упомнить. Знакомые крыши перрона много раз встречаются на наших фотках, и каждый раз с новой компанией.

И вот сейчас мы едем в древнейший город России – Великий Новгород, или Новгород-на-Волхове. Мы там еще не были, и поэтому полны радостного ожидания.

Вообще-то мы хотели совместить поездку со второй годовщиной свадьбы, но не сложилось, потом были школьные каникулы, и нас не хотели принимать в гостинице, но, наконец, каникулы кончились, и мы в пути.

Поезд прибывает очень рано, в 5:18. Полусонные пассажиры выходят из вагонов под осенне-зимний дождь – давно лежит снег, но Природа решила вспомнить, что все-таки еще осень, и установила +8. Слякоть была ужасной, сразу же промокли джинсы, но зонтик так лениво доставать. Мы поплелись к "вокзальной мафии" – стоящим группкой хмурым таксистам. За 50 рублей нас отвезли в гостиницу "Люкс", ехали мы минут 7, не больше.

По окнам машины бежала дождевая вода, и город практически не удалось рассмотреть. Везде горели фонари, было очень тихо и безлюдно. Город в ожидании утра. До рассвета еще долго, небо все в серых тучах. Только струи воды на фоне мерцающих фонарей.

И вот мы у маленького здания этой частной гостиницы. Нас не смогли поселить в "Новгородской", так как 17 ноября – Всемирный день студента, и она, естественно, вся занята. Итак, "Люкс". Всего два этажа, немного покосившаяся дверь. В небольшой комнатке, мужественно бодрствуя, нас  ждет женщина, которая должна взять деньги и выдать ключ от номера. Наверное, кроме нас, постояльцев нет, потому что нам достается почетный номер № 1.

В номере две довольно больших комнаты, спальня и гостиная с холодильником и телевизором. Раковина с туалетом, и отдельно душевая с нагревателем. В раковине вместо горячей текла вода на пару градусов теплее холодной. Ну да ничего. Помыться, правда, тоже не удалось. Даже после каких-то хитрых манипуляций тетеньки со щитком в коридоре, теплая вода из этого нагревателя текла совсем недолго, и постепенно струя стала совсем холодной. Хорошо, я не успела намылиться. Спасло то, что я давно обливаюсь холодной водой. А вот муж так и не решился вкусить радости мытья.

После поезда мы поспали до 9, позавтракали и отправились исследовать город. Оказалось, что наша улица ведет прямо к Новгородскому Кремлю.

Народу там почти не было, только два одиноких экскурсовода стояли под зонтиками около памятника "Тысячелетие России". Мы с ними договорились, что придем к 11-30 на экскурсию по Кремлю, и отправились пока на прогулку самостоятельно. Обошли территорию, она, кстати, совсем небольшая – всего 12 га.

Вышли на знаменитый пешеходный мост через Волхов. На Торговой стороне множество храмов и небольших церквей. Очень нам понравился розоватый Никольский собор.

Хорошо, была плюсовая температура, а то пришлось бы забираться на него, держась за перила – поверхность довольно наклонная. Стали появляться туристы, семейные пары с детьми. Пару раз прошли разряженные под древних воинов мужчины – в кольчугах, шлемах и с топорами.

Подошло время, мы пошли на экскурсию. Больше желающих не нашлось, так что экскурсовод Лариса рассказывала нам двоим.

Сначала про памятник Тысячелетию России, потом про Софийский собор, Звонницу, ЧасоЗвоню, историю Кремля. Нам было очень интересно.

Рядом проходила школьная экскурсию, молодежь стояла со скучающими лицами, явно ожидая окончания. В отличие от детей мы слушали, открыв рты – нам было интересно. Довольно долго мы ходили по Кремлю с Ларисой, она рассказывала легенды, интересные моменты истории. Потом мы договорились с ней после обеда поехать на экскурсию в Юрьев монастырь, Скит и "Витославлицы" – музей деревянного зодчества.

Перед перекусом мы зашли в знаменитый новгородский ресторан "Детинец" заказать столик на вечер. Администратор предложила нам сразу же заказать и блюда – и это было ошибкой. С голодухи мы захотели слишком много – потом вечером еле съели. :)

Перекусили мы в кафе "Фламинго" около входа в Кремль. Довольно вкусные были горячие бутерброды и пельмени с грибами в обжигающем горшочке. Правда, готовилось это все несколько дольше, чем мы ожидали, и я, недопив чай, побежала на встречу с Ларисой, оставив Мишу расплачиваться.

Больше желающих не нашлось, и нам подали персональную Ниву. Вот так мы и ездили по окрестностям – мы вдвоем, экскурсовод и водитель.

Сначала мы поехали в Скит. Там чУдные вековые сосны с дятлами, красивый вид на Ильмень, приятный послушник - фотохудожник. У него мы купили несколько фотографий церкви в разное время года. В советское время в этом Ските была оборудована турбаза, но несколько лет назад Скит был отдан обратно во владение Юрьева монастыря.

Потом мы поехали в "Витославлицы" – музей деревянного зодчества. Там представлены настоящие крестьянские избы – белые и черные, деревянная церковь и часовенка. Внутри настоящее убранство новгородских крестьян, с полатями, детскими люльками, или зыбками, горшками и иконами. В хозяйственных частях стоят сани, телеги, мы даже видели слесарный станок того времени. На нем хозяин делал детские кроватки, игрушки и продавал в городе на Торгу.

На въезде в деревню на дороге местные мастера по бересте и резьбы по дереву продают свои изделия – кружки, шкатулки, расчески и много разных красивых предметов. Вкусно  пахнет стружкой и снегом.

Далее наш путь лежал в Юрьев монастырь. И опять мы услышали множество интересных историй и легенд.

К сожалению, из-за обилия полученной информации мы немного запомнили, но общение с такими древностями – храмы 12 века, древние иконы, вещи, легенды – создает ощущение величия Новгорода и России в целом. И сразу понимаешь, что все наши мелкие проблемы – это такая суета перед лицом Истории…

Наша двухчасовая экскурсия закончилась, водитель любезно высадил нас около гостиницы. Мы немного подремали, попытались посушить на батарее мокрые джинсы, переоделись и отправились в ресторан.

Вечером немного похолодало, противный дождь кончился. Мы пришли к Покровской башне кремля раньше 7 вечера, пришлось немного погулять. В снегу вокруг огромного снежного кома возилась компашка девчонок. Они визжали, звонко смеялись, падали в снег и фотографировались. Кремль  не очень хорошо освещен, редкие фонари выхватывают из тьмы светлые круги снега и крепостных стен. Редкие окна светятся в здании музея.

Наконец, двери ресторана открыли, и мы вошли. Рядом с гардеробом двойная винтовая лестница ведет наверх, где находится зал. Кирпичные своды, углубления в стенах башни для окон, свечи, глиняные горшочки и бокалы – все это создает стиль русской старины.

Все блюда были ну просто очень вкусными! Пальчики оближешь! Но все-таки мы погорячились – мой "бульон с расстегаями" и Мишкина "уха по-старорусски" были явно лишними.

Фирменное блюдо Зразы "Детинец" было восхитительно!

И еще нам понравился официант – все время подливал нам чудесный медовый квас. Так хотелось узнать рецепт кваса и закусок, но ведь секреты фирмы никто не выдаст…

В зале нам отвели укромный столик под лестницей – нас было никому не видно. Нам очень понравилось это уединенное место, мы иногда выглядывали и рассматривали народ в зале. Все места были заняты, и любители ресторанных ужинов, опрометчиво не заказавшие столики заранее, кушали в баре. Конечно, там не такая обстановка.

Мы наслаждались ужином почти три часа, и потом, довольные, отправились на прогулку. Постояли на мосту через Волхов. Звонница Софийского храма очень красиво подсвечена, в редких прогалах не замерзшей воды отражаются фонари, поблескивает снег. На Торговой стороне виднеются в ночи древние храмы и церквушки. Хорошо. Благодать. Близится полночь. Пора возвращаться в гостиницу…

Вот опять утро, мы встаем в 9, чтобы подольше погулять по городу. После не очень вкусного завтрака (блинчики с капустой нас не впечатлили) мы по знакомой дороге отправились в Кремль.

В Софийском соборе шла служба, и нам не удалось подробно рассмотреть убранство. Зато мы попали на экскурсию по Грановитой (Владычной) палате  - древнее ювелирное искусство и шитье. Красота и тонкость работы экспонатов музея настолько поражает, что можно застывать рядом с каждым надолго и внимать его истории. Пожалуй, увиденное здесь произвело на меня самое яркое впечатление из всей поездки.

Тончайшее шитье жемчугом на церковном облачении, золотые крученые нити, вышивка – все это просто великолепно. А ювелирная работа с разноцветными эмалями на роскошных Евангелиях, крестах и других предметах! Переливаются драгоценные камни, поблескивает горный хрусталь, горят рубины и изумруды, таинственно мерцает жемчуг и червонное золото. Восхищение, охватывающее посетителя, невозможно выразить словами.

Затем мы пошли в музей истории Новгорода. В нем представлены древнейшие находки археологов – каменные орудия, заготовки, наконечники стрел, предметы из металла, много берестяных грамот. Благодаря строению почвы Новгорода, при котором под мягкими влажными почвами находится слой глины, затруднено проникновение кислорода, и поэтому процессы гниения идут очень медленно. В настоящее время найдено уже около тысячи берестяных грамот, и большое количество других древних предметов. Все они представлены в музее.

Мы долго бродили по залам, читая описания. Мишке больше всего понравилась древняя карта Мстинских порогов. В те времена по Мсте ходили суда, и все кормчие знали наизусть все пороги. А Лестница уже и тогда называлась Лестницей.

Еще мы посетили выставку икон и резьбы по дереву.

После музея мы пообедали в кафе нашей гостиницы. Кормили довольно прилично и не дорого, не в пример заказанным завтракам. После обеда у нас еще оставался целый час до сауны, и мы отдались власти Морфея.

К сожалению, тетенька долго убиралась после предыдущей компании, поэтому в сауну мы попали на 10 минут позже назначенного времени.  При этом она обещалась постучать нам 17-55, так как в 18 "должны приехать важные люди", и предложила две простыни для парилки.  Сауна была горячей, вода в душе, как всегда, холодной, я от души поплескалась после парной под ледяными струями. Жаль, не было бассейна. Мы четыре раза заходили в парную, в непривычки сидели недолго, по несколько минут. Посвежевшие, мы вышли из сауны, и тут оказалось, что мы и за полное время должны платить, хотя парились по вине тетушки меньше, да еще и простыни платные, о чем "нам забыли сказать". На слова Миши "вообще-то так не хорошо поступать" тетушка пожала плечами и изрекла: "Ну что уж тут поделаешь". Облачко недовольства появилось надо нами, но мы его быстро прогнали, и пошли валяться и отдыхать после бани. Потом мне нестерпимо захотелось мороженого в шариках, и мы отправились в наше кафе на поиски. О, счастье! Оно там было. Я слопала целых три шарика – пломбир и крем-брюле. Как же было хорошо!

Мы еще немного отдохнули и стали собирать вещи – пора уже было двигаться в сторону вокзала.

Не захотели ловить такси, решили напоследок прогуляться по лужам и под довольно сильным дождем к вокзалу пешком. Муж у меня высокий, поэтому с зонта все время текло мне за шиворот, промок шарф. Про джинсы я молчу – они были мокрые почему-то даже сзади… До вокзала добрались за 20 минут, и долго сидели внутри, ожидая, когда же станут пускать в поезд, который уже давно стоял на путях.

Но вот, наконец, мы в вагоне. И туда, и обратно мы ехали на одних и тех же местах – 14 вагон, 2 и 4 места. Хорошо, близко к проводнику с бельем и стратегически важной точке. Мы быстренько получили белье, умылись, и залезли на нашу верхотуру спать – вставать-то рано, поезд прибывает в Москву в 5:26. Хорошо спится в покачивающемся вагоне, я с детства люблю спать в поезде. Незаметно пролетело время в пути, всех разбудили. Сонные пассажиры копошились, снимая белье и упаковывая вещи. Поезд начал замедлять движение, мы подъезжали к вокзалу.

Хорошо, что мы уговорили родителей не встречать нас с такую рань, мы за полчаса добрались до дома. Все спали, только несколько одиноких окошек светилось. Мы быстренько улеглись спать, на работу пошли позже – заранее договорились. Пришлось сидеть вечером до восьми. Ну, ничего. Новгород того стоит.